Социально-психологическая служба

Кто такой психолог и зачем он нужен в школе?

Чем он может помочь учащимся и их родителям, педагогам и просто всем, кто к нему обратился?

Чтобы тем, кто заинтересовался вышестоящими вопросами, стал понятен смысл этого специалиста, мы предлагаем познакомиться притчей, в полной мере отражающей миссию психолога.

Притча про гору

Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник. Проводник пришел,  и перед тем как начать путь, он сказал им:

«Прежде всего, мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт.

Я много лет вожу людей, но каждый  раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности, будьте так же внимательны, как и я.

Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной — это будет ваш выбор.

В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.

Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к той цели, которую себе наметили.

И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с вами эту гору».

И они отправились в путь. Это было нелегко, было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго от вершины проводник покинул путников. И они дошли, и видели восход Солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад.

Цель социально-психолого-педагогического сопровождения:

Создание и поддержание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, развитию и укреплению психологического здоровья ребенка в условиях лингво-гуманитарной  гимназии.

Задачи социально-психолого-педагогического сопровождения:

  • содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех ступенях школьного образования;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей гимназистов;
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: выбор образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, учебные трудности;
  • обучение учащихся навыкам самопознания, самоанализа, использования психологических особенностей и возможностей для успешного обучения, развития и профессионального самоопределения;
  • оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности;
  • повышение психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Приоритетные направления деятельности

  1. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и учащихся с высоким уровнем учебной мотивации.
  2. Оптимизация здоровье сберегающей среды.
  3. Профилактика социальных патологий.
  4. Психологическое сопровождение профильного (предпрофильного) обучения, профессионального самоопределения.
  5. Психологическое сопровождение выпускников 9-11 классов в период подготовки и сдачи государственной (итоговой) аттестации.
  6. Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности гимназии.
  7. Психолого-педагогическое сопровождение принципа преемственности в системе непрерывного образования.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
  9. Психологическое сопровождение профилактики педагогического населения.
  10. Психологическое сопровождение управления образованием.
  11. Психолого-педагогическое сопровождение профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.

Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации в динамично развивающемся обществе. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности гимназии, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог - посредник между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; защитник интересов и прав ребенка;  организатор совместной деятельности взрослых и детей;  наставник, осуществляющий социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

Сферой деятельности социального педагога является социум - сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений, сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении.

Цель  – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Задачи социального педагога:

  •  изучение конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание социальной помощи и поддержки обучающимся;
  • быть посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
  •  способствовать реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
  •  создавать условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
  • взаимодействовать с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
  •   Организация и проведение в гимназии межведомственных профилактических акций:
    • «Образование всем детям»
    • «Правовое просвещение»
    • «Дети улиц»
    • «За здоровый образ жизни»
    •  «Подросток»

Приоритетные направления деятельности:

  • оптимизация здоровьесберегающей среды:
  • профилактика СПИДа
  • профилактика употребления ПАВ
  •  профилактика социальных патологий:
  •  профилактика необучения
  •  профилактика безнадзорности и правонарушений