Интернет-урок литературы

План-конспект
цикла уроков русского языка в 11 классе с использованием Интернет-ресурса (сайта для уроков http://sites.google.com/site/myissledovateli/)
Тема: «Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый современности».

Методы и технологии:
  • Создание эвристической ситуации на уроке;
  • Организация поисковой, исследовательской деятельности (с использованием Интернет-словарей, энциклопедий, ресурсов)на уроке;
  • Использование Интернет-ресурса (авторского сайта урока);
  • Рефлексия.
Главная цель ресурса (http://sites.google.com/site/myissledovateli/)- вовлечь учащихся в самостоятельную деятельность через чтение материалов, поиск информации и, конечно, через написание собственных работ.
 
Цели уроков
Познавательная (когнитивная) Познакомить с личностью и научной деятельностью выдающегося ученого литературоведа, культуролога, историка  - Дмитрия Сергеевича Лихачева; Привлечь внимание учащихся к актуальным вопросам современности через знакомство с личностью и научной деятельностью Д.С. Лихачева.
Творческая (креативная) Создать условия для творческой реализации учащихся, для совершенствования устной и письменной речи учащихся.
Деятельностная (оргдеятельностная) Создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности учащихся.
 
Материалы ресурса (сайта урока)
  • Формы для индивидуальной работы он-лайн,
  • Опорные конспекты к каждому уроку, которые можно распечатать и раздать каждому ученику,
  • Видеоматериалы,
  • Ссылки на словари, научные работы ученого,
  • Материалы по анализу текста и материалы по написанию сочинения части С (эти материалы моим ученикам хорошо знакомы, они всегда на парте).
План уроков
1 урок. Знакомство с личностью Д.С.Лихачева.
2 урок. Декларация прав культуры Д.С.Лихачева.
3 урок. Разговор о воспитанности.
4 урок. Сочинение по "Письмам о добром".
 Идея создания цикла уроков изучения творчества Д.С.Лихачева - выдающегося ученого - это дань памяти удивительному, мудрому, доброму человеку. Мы мало знаем о тех, кто идет с нами всю жизнь, помогает советом, направляет на верный путь. Всегда с огромным вниманием читаю "Письма о добром" Д.С.Лихачева. Сколько в этих добрых письмах света и веры. Веры в каждого из нас, что мы можем стать лучше, что мы думающие люди, что мы ответственны, добры.
Конечно, специальных уроков изучения творчества Дмитрия Сергеевича в учебной программе не предусмотрено. Что может сделать учитель? Если включить материал в урок, то можно готовиться к написанию части С по русскому языку. Учащиеся всегда испытывают трудности с выбором аргументов, трудности с формулировкой проблемы текста, выяснением позиции автора. Простой, точный стиль Дмитрия Сергеевича позволит ребятам справиться с трудным заданием части С.
Если привлечь этот материал на факультатив, то можно его использовать дистанционно.
 
Список материалов:
http://www.lihachev.ru/87/5466/6401/ "Площадь Д.С.Лихачева". Сайт, посвященный деятельности Д.С.Лихачева.
http://www.lihachev.ru/88/ Фотоархив Д.С.Лихачева.
http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/pisma_o_dob.pdf  Д. С. Лихачев. Письма о добром (избранное).
http://www.lihachev.ru/nauka/kulturologiya/biblio/ Труды Д.С.Лихачева по культурологии.
http://www.lihachev.ru/nauka/literatura/biblio/ Труды Д.С.Лихачева по литературе.
http://www.lihachev.ru/konkurs/ Конкурс "Лихачевские чтения" IV Всероссийский Конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность»
Использованы материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (план, речевые клише, проблемы текстов) – ссылки на источники предоставлены.
 
1 урок. Знакомство с личностью Д.С.Лихачева.
(Выполняется на сайте урока и в опорном конспекте).
Ребята! Вот и заканчивается ваше обучение в школе. Чему вы научились, какими вы стали людьми - покажет время. Многие считают, что человек учится всю жизнь.
 
Задание 1 Из чего складывается развитие каждого человека? Что формирует личность?
Предложите несколько ответов в опорном конспекте. (Опорный конспект см. в приложении konspekt1).
 
Работа с конспектом.
 
Обсудим ваши ответы. Из воспитания, приобщения к культуре, из любви к чтению. Важную роль в формировании мировоззрения человека играет знакомство с настоящими, интересными, мудрыми людьми. Сегодня мы с вами постараемся познакомиться с таким человеком. Вы уже знакомы с именем Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мы читали в его переводе "Слово о полку Игореве", читали его статьи по древнерусской литературе, в учебниках русского языка не редки цитаты из его "Писем о добром", вы являетесь участниками конкурса "Лихачевские чтения". Имя ученого вам знакомо, но мы почти не говорили о его жизни, мало знакомы с его научными трудами.
 
Задание 2  Просмотрите видеоролик-воспоминание о жизни Д.С.Лихачева. Как складывалось формирование будущего ученого? Сравните со своими опорными конспектами, дополните конспект новым содержанием. Обратите внимание, что драматические события в жизни человека могут иметь серьезное значение в формировании личности.
Ссылка на видеоролик:
Работа с конспектом.
Обсудим ваши ответы. Прочитайте ваши ответы: из каких составляющих складывается формирование личности?
 
Задание 3 Что, по мнению Д.С.Лихачева, влияет на становление не просто человека, но ученого? Прочитайте высказывание Дмитрия Сергеевича, дополните свой конспект.
 
Дмитрий Сергеевич Лихачев рассуждает о том, что влияет на формирование взглядов ученого: "Формирование взглядов не может быть сведено к особенностям жизненных обстоятельств, встреч, знакомств, к воспитанию в семье, школе. Но в интересах ученых многое зависит не только от жизненных условий и бытовых обстоятельств, а от состояния науки, от ее внутренних потребностей и открывающихся возможностей.  Тем не менее, формирование интересов ученого под влиянием жизненных обстоятельств школы, учителей, научных руководителей и первых лет работы заслуживает внимание независимо от того - большой или малый перед нами ученый, велик или скромен его вклад в науку".
 
Работа с конспектом.
 
Обсудим ваши ответы: что влияет на формирование личности ученого?
 
Задание 4 Опираясь на свой конспект, напишите небольшое (50-70 слов) сочинение-рассуждение на тему: "Что формирует личность". В своем сочинении приведите не менее 2 аргументов из материалов урока.
 
2 урок. Декларация прав культуры Д.С.Лихачева.
(Выполняется на сайте урока и в опорном конспекте).
 
Продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством Дмитрия Сергеевича Лихачева. Лихачев не только личность, но и выдающийся ученый.
Задание 1 Просмотрите презентацию-воспоминание о Д.С.Лихачеве, сделайте вывод, что нового внес ученый в понимание культуры. (Ссылка на видеоролик: http://www.youtube.com/watch?v=l2tJlMOXils).
Задание 2 Экология культуры - понятие, которое вводит Д.С.Лихачев в науку. Как вы понимаете это выражение? Дайте свое определение понятию "Экология культуры".
Экология культуры - это
Работа с конспектом (konspekt2). 
 
Задание 3 Просмотрите определения слов "экология" и "культура" в разных словарях. Дополните свое определение материалами из словарей:
 
http://www.edudic.ru/bes/72603/ (Энциклопедический словарь)
http://www.edudic.ru/oje/ (Словарь С.Ожегова)
http://www.edudic.ru/sin/ (Словарь синонимов)
http://www.edudic.ru/fil/ (Философский словарь)
http://www.edudic.ru/ (Список толковых словарей)
 
Если культура – это ...
Если экология – это ...
То «экология культуры» - это ...
Работа с конспектом.
 
Какое определение дает Д.С.Лихачев? Пользуясь поисковыми системами, найдите определение Д.С.Лихачева. Дополните свое определение, опираясь на рассуждения ученого.
(Тем, кто затрудняется ответить, можно посмотреть статью: http://novgorodica.natm.ru/tree5.html?show=DOC&id=19 )
 
Почему культуру нужно защищать? Как ее можно защитить, сохранить? Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые предложил свое видение защиты культуры, его предложение было поддержано и вскоре появилась "Декларация прав культуры" . Казадось бы необычное соединение понятий: Декларация и Культура. Время показало, насколько важно для культуры быть защищенной, иметь свои права.
 
Задание 4 Познакомьтесь с текстом «Декларации прав культуры»:
 
Какие статьи декларации вы считает самыми актуальными? Почему? Приведите аргументы. Свои размышления оформите в опорном конспекте.
 

 

Статья Декларации прав культуры
Содержание статьи
Актуальность статьи – мои аргументы
Вывод: Актуальность Декларации прав культуры
 
3 урок. Разговор о воспитанности.
(Выполняется на сайте урока и в опорном конспекте).
Продолжаем знакомство с творчеством Д.С.Лихачева. Сегодня мы прочитаем одно из его "Писем о добром". "Письма о добром" - удивительный пример простого, мудрого, душевного разговора автора с читателями:
"Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете – вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь, не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко.
Поэтому мои «Письма о добром» должны быть вам нужны только для начала. А потом живите по-доброму, не думая «о правилах», которые содержатся в письмах. «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра также просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги вашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно. Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед... " Д.С.Лихачев Письма о добром. Письмо двадцать второе.
 
Воспитанный человек, воспитанность... Как часто мы слышим эти слова. Одинаково ли мы понимаем эти понятия? Сначала мы послушаем рассказа Г.Горина "О воспитании", который читает Сергей Юрский. 
 
Задание1 Подумайте, можно ли назвать героя воспитанным человеком? Почему? Свой ответ оформите в виде небольшого сочинения-рассуждения (работа с опорным конспектом). (Опорный конспект см. в приложении konspekt3).
Ссылка на видеоролик:
Кто такой воспитанный человек? Что такое воспитанность? Обсудим ваши ответы.
 
Задание 2 Прочитайте письмо Д.С.Лихачева "О воспитанности". С чем вы согласны - не согласны с автором? Почему? Запишите свои размышления в форме письма-обращения к автору (работа с опорным конспектом).
Д. С. Лихачев. Письма о добром.
 
Письмо тринадцатое. О воспитанности
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома в своей семье, в отношениях со своими родными.
--- Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек....
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей..
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уж он (извините меня!) просто глуп....
Воспитанный человек это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами, и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других Точность - вежливость королей» - говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях.
Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее!
Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта, большей природной вежливостью, чем мужчины...
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книга о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, не нужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее, красивее.
6 чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол опять-таки' чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь,и т. д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение, желание и умение их применять.
 
4 урок. Сочинение по "Письмам о добром".
(Выполняется на сайте урока и в опорном конспекте).
 
Задание 1 Прочитайте одно из писем Д.С.Лихачева. Сформулируйте проблему, поднимаемую в тексте, позицию автора, выразите свое отношение к позиции автора, приведя не меннее 2 аргументов из литературы и жизненного опыта. (Сочинение пишите на этой странице - см. форму ниже).
Ссылки на "Письма о добром (см. konspekt4)
 
 
 
 
Вам в помощь следующие материалы: план сочинения, формулировки проблем текста, речевые клише для написания сочинения (см. konspekt5).
Итог занятий – рефлексия.
Спасибо за внимание!