Размышления о современном уроке литературы

 

Урок?
Урок!
Урок...
Классика скучной не бывает!
(Размышление о современном уроке литературы)
Чмут Зоя Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназии №23 г. Челябинска
 
Каким должен быть сегодня Урок Литературы? Как приохотить школьника к чтению? Как вернуть молодое поколение к русской классике?
Бездуховность, равнодушие, черствость молодых — вот что беспокоит сейчас старшее поколение, лучших представителей культуры, деятелей искусства.
Пора действовать! Пора сеять разумное, доброе, вечное! И начинать надо с Книги! С Урока!
 
10 класс. Первый урок литературы.
Сверхзадача учителя — настроить школьников на чтение шедевров русской классики, создать определенный психологический климат, доброжелательную ауру, атмосферу доверия и искренности.
Предлагаю ответить на вопрос: «Если бы учителем литературы был я?»
Ответы такие:
  • Проводила бы литературные игры,
  • Проводила бы дискуссии,
  • Ставила бы спектакли,
  • Читала бы по ролям,
  • Смотрела бы фильмы,
  • Проводила бы викторины.
После таких ответов понимаешь, что старшеклассники любят быть активными участниками урока, его сотворцами. Педагогика сотрудничества, активные формы урока, нестандартные формы учебных занятий — вот, что необходимо современному Уроку Литературы.
 
Уроки по А.Н.Островскому.
Самые яркие и волнующие минуты — это чтение по ролям и чтение наизусть монолога Катерины. Через выразительное чтение можно показать все: и характер героини, и чувства ее в эту минуту, и самое главное — собственное отношение к главной героине драмы Островского.
Были жаркие споры об отношении современных школьников к Варваре и Катерине. И наконец, вопрос, который оказался самым острым для них: правильно ли сделала Катерина, покончив жизнь самоубийством.
Встреча с пьесами Островского показала, что классика скучной не бывает.
 
Роман «Обломов» И.А.Гончарова.
«Жизнь моя началась с погасания» - это признание Обломова ошеломило десятиклассников, молодых, тех, у кого жизнь только начинается.
«Если вдуматься в эту фразу, можно обнаружить странный парадокс. Как может юность, пора рассвета и силы, пора томительной надежды и жажды жизни, стать погасанием? Как можно утром увидеть не рассвет, а закат? Что-то необратимое, фаталистическое слышится в этих словах». Настя С.
Каждый выбирает для себя: как жить? Каким быть? Что привлекает, а что отталкивает в Обломове? Можно ли полностью согласиться с жизненным кредо Штольца? Почему они были друзьями? Почему не могла вернуть к жизни Ольга Ильинская?
Вопросов было так много, что творческое задание — написать письмо к одному из героев романа И.А.Гончарова вызвало интерес и заставило еще раз обратиться к тексту. Вот одно из таких писем.
«Здравствуйте, Илья Ильич. Простите мне некоторую невоспитанность, а именно, что смею вам писать, ведь мы не знакомы лично. Однако я имело счастье слышать Вашу историю и была очень тронута, надо сказать. Не сочтите за дерзость, я бы хотела спросить Вас о многом: о Вашей жизни, о вашем прошлом.
Илья Ильич, Вы выросли в очень милом, тихом краю. Ваше детство было исполнено нежных и светлых образов. Скажите, каким Вы представляли Ваше будущее тогда, в детстве? О чем Вы мечтали? О тихом рае, об умиротворении и покое? Илья Ильич, а осуществились ли какие-нибудь из Ваших детских грез?
Я слышала, на Вашу жизнь оказала влияние одна барышня, с которой вас связывали тесные, духовные узы. Илья Ильич, что же такое для Вас любовь? Не правда ли, если человек любит, он сделает все возможное невозможное для счастья любимого человека? Почему же вы перестали бороться за Ольгу Сергеевну? Бороться с собой, со своими недостатками и страхами? Неужели Ваша природа была настолько сильнее того чувства? Не кажется ли вам, что эта внутренняя борьба, эта внутренняя работа подарила бы вам ключ от запертой ранее двери, за которой вечное счастье? Извините, Илья Ильич... Я, быть может, неправа и заблуждаюсь, не имею решительно никакого права судить Вас, неизвестно, как бы я сама поступила в Вашей ситуации. ... В любом случае, извините, если вам неприятен этот вопрос.
Из услышанных историй и рассказов о Вас я поняла, что вы чистейшей души человек, высоконравственный и благородный. Илья Ильич, во что в жизни вы верили? Что Вас подпитывало? Ведь такая душа не может существовать без веры, не так ли? Позвольте спросить, было ли в вашей жизни что-то, о чем Вы сожалеете? Или, напротив, отсутствие чего-то? Как Вы думаете, Вы прожили счастливую жизнь? Вы достигли того, о чем мечтали, к чему стремились? А Вы к чему-то стремились? Илья Ильич, в вашей жизни был двигатель или же она текла по инерции, так, знаете, сама по себе? И еще, что для вас Штольц?
Пожалуй, последний вопрос. Илья Ильич, что для вас было самым светлым в жизни?
Прошу покорнейше извинить меня за излишнее любопытство и украденное время. Не смею более задерживать.
Наринэ В.,
с пожеланием исполнить свое предназначение».
 
Таким образом, роман Гончарова оказался для старшеклассников совсем не скучным, каждый задумался о том, как он живет, понял еще и что «любовь — претрудная школа жизни». С этой фразы и начались уроки по роману, они и вызвали определенный интерес у ребят.
 
Уроки по И.С.Тургеневу.
Немногие прочитали роман до его изучения в классе. На предложенный вопрос: «Вернется ли молодое поколение XXI века к Тургеневу?» Ответы были самые разные.
«Хотелось бы надеяться, что вернется, но, наверное, нет. Сейчас молодежь вообще читает мало, да и то фантастику, детективы или современную прозу. Классика бессмертна, но большинство считает ее неинтересной. Сейчас можно легко прочитать краткое содержание любой книги в Интернете». Настя В.
Таковы суждения умных, читающих учениц. Конечно, это не просто удивляет, а шокирует. Как же вернуть молодежь к классике? Какие ответы они должны найти на вопросы, которые волнуют их сегодня? Вот несколько высказываний о том, вернется ли молодое поколение к Тургеневу?
«Я думаю, что мы обязательно вернемся к Тургеневу, ведь всем хочется любви, хочется прочитать об этом нежном и трепетном чувстве». Катя К.
«Я думаю, несомненно, вернется, особенно после прочтения «Аси» и «Отцов и детей». Эти произведения особенно тронули душу».
«Раньше я думала, что верх возьмут новые технологии. «Отцы и дети» затронули и заинтересовали даже меня, человека, который особенно читать не любит, и побудили меня прочитать и другие его произведения». Полина Х.
«Молодое поколение обязательно вернется к Тургеневу, потому что в «Отцах и детях» оно увидит себя». Ксюша К.
 
Эти юношеские признания можно продолжать и продолжать…
Этот диалог очень важен для учителя каждого из учеников. Такая обратная связь необходима. Не обо всем можно поговорить на уроке, а когда ученик остается один на один со своими мыслями, эмоциями, он может изложить их на бумаге, и именно он будет услышан учителем.
Сложным, противоречивым, неоднородным было поначалу отношение к Базарову.
После домашнего первого чтения Базаров казался ученикам хищником, бездушным, жестким, непонятным человеком, во многих главах он им не нравился: «в нем есть что-то отрицательное».
Очень не просто было изменить это отношение. Вопросы, споры, многократное обращение к тексту, наконец, сцена смерти Базарова заставили ребят по иному посмотреть на его характер, поступки и изменить свое отношение к нему.
Вот некоторые ответы на вопрос, изменилось ли ваше отношение к Базарову.
 
«В конце романа я его полюбила. Когда он умирает, и мы видим, каким он стал, я плакала».
«Слезы катятся из глаз, когда читаешь некоторые сцены».
«Это великая личность».
«Я скажу одно: он мне более, чем симпатичен. Очень хочется увидеть такого человека. Просто ощутить его присутствие рядом».
«Я увидела те хорошие качества, которые я бы хотела увидеть в каждом, а сначала я не могла понять этого человека».
«Поражает то, что у него на все есть своя точка зрения, свои мысли и убеждения. Он не слишком любит выражать свои эмоции, хотя это поистине «страстное и бунтующее сердце.»
 
Как понять другого человека ? Понять причины одиночества.
Следовать за автором при чтении, понять, почему Тургенев любит своего героя, называет его «умницей»? Такие вопросы скучными для молодого человека не бывают.
 Надо сказать школьникам, что Тургенев любил молодежь, писал о ней и для нее. Поэтому многие его высказывания становятся поводом для раздумий и, быть может, началом перемен в своей жизни и судьбе.
«Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например…», «…и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
На уроках литературы должен доминировать диалог, Слово. Визуальный ряд необходим, чтобы пробудить воображение, фантазию, чтобы представить себе то время, те внешние факторы, в которых живут и действуют герои. Чтобы пробудить интерес к чтению, к судьбе писателя, помогают и презентации.
Например, электронная презентация «Судьба И.С.Тургенева и Полины Виардо» вызвала неподдельный интерес и желание самому узнать побольше о жизни писателя.
Исследование о «Стихотворениях в прозе» для многих было открытием в творчестве писателя. И как результат - несколько человек выбрали тему для сочинения, связанную именно с этим периодом творчества писателя, его стихотворениями в прозе.
 
Вот фрагменты из сочинений.
«Лично я познакомилась со «Стихотворениями в прозе» Тургенева только в этом году. Простая форма, незамысловатый сюжет, но глубокий смысл этих миниатюр заинтересовал меня. Я не очень люблю читать, может быть, тому виной век информационных технологий, может быть, - моя лень, но « Стихотворения в прозе» я дочитала почти до конца. Читая эти произведения, я часто нахожу ответы на свои вопросы, решаю проблемы, которые, как мне казалось, невозможно решить. Мне интересно размышления писателя о родине, природе, счастье, о русском народе, о человеческих отношениях».
 
Жизнь продолжается…
Уроки продолжаются… Очень хочется верить, что молодое поколение вернется к русской классике, начнет читать и Пушкина, и Лермонтова, и Тургенева, и …
Сам Тургенев признавался, что он «вырос на русской классике». Читать русскую классику необходимо потому, что только она является иммунитетом против серости, невежества, невоспитанности.
Последняя страница рабочей тетради у десятиклассников называется так: «Читаю русскую классику»… И каждый заносит в свой формуляр прочитанные им произведения. Думается, что эта работа поможет ученикам делать правильный выбор книг для чтения, больше читать, ибо счастливыми называют таких людей, кто умеет и любит читать.
Непростая задача стоит перед Учителем Литературы: в век информационных технологий, Интернета вернуть молодое поколение к русской классике, но делать это необходимо. Ведь определять «лицо ХХ1 века» будут именно они, наши сегодняшние ученики. Помочь найти каждому «свою колею», выбрать свой профессиональный путь, жить достойно поможет русская классика.