О рациональном питании школьников

 

Двигательная активность и рациональное питание школьников

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности.

Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма.

Напряженная умственная деятельность связана со значительными  затратами энергии. У человека мозг составляет около 2 % от общей массы тела и потребляет примерно 20% всей энергии, расходуемой организмом в покое. Однако клетки головного мозга не располагают сколько-нибудь значительными запасами углеводов и кислорода и потому вынуждены непрерывно получать эти метаболиты из крови. Понижение содержания глюкозы и кислорода в артериальной крови ниже определенного уровня ведет к уменьшению интенсивности клеточного дыхания и нарушению мозговых функций. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися при неправильной организации рабочего дня и питания в школе. С этой точки зрения представляется крайне важным, чтобы весь режим дня и организация школьного питания обеспечивали поддержание необходимой концентрации кислорода и углеводов в крови, поступающей к клеткам головного мозга.

Это предложение вряд ли вызовет у кого–либо возражение, но выполняется на практике оно далеко не регулярно. Надо, чтобы это простое условие безукоризненно, выполнялось под контролем учителей, а школьникам следует неустанно объяснять пользу свежего воздуха для их здоровья и работоспособности

Высокое содержание кислорода в притекающей к мозгу крови зависит от концентрации во вдыхаемом воздухе, активности газообмена в легких, степени связывания кислорода кровью и общей скорости кровотока. Для поддержания высокой концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе необходимо регулярно проветривать классные помещения.

Совокупная работа легких, сердца, системы крови и периферического кровообращения по поставке кислорода тканям обычно обозначается как аэробная способность организма, которая определяет уровень здоровья.

Поэтому в режиме школьного дня учащиеся должны получать достаточный объем движений на уроках физкультуры и на переменах. Общий объем двигательной активности в течение дня должен составлять для школьников не менее 2-2,5 часов.

Обеспечение усиленной умственной деятельности глюкозой – основным субстратом окисления зависит от скорости мозгового кровотока и концентрации этого метаболита в крови. Обычно концентрация глюкозы поддерживается на уровне 80-120 мг в 100 мл крови. Когда уменьшение содержания сахара в крови совпадает с повышенным потреблением в мозгу при усиленной умственной активности, это может привести к развитию состояния гипогликемии и появлению выраженного ощущения умственной усталости. Следует отказаться от разового большого употребления углеводов за завтраком, обедом и ужином и перейти к « дробному» приему углеводов, что обеспечит постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будем стимулировать повышенную умственную активность школьников.

Правильное питание должно обеспечить поступление необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях.

Помимо глюкозы с пищей поступают и сложные формы углеводов – крахмал, декстрины, клетчатка и т.п. Их соотношение должно изменяться от предстоящей деятельности. В утренний завтрак включать хлебобулочные изделия, различные каши, макароны, яблоки и т.д. После использования простых сахаров, усиливающийся процесс расщепления сложных форм углеводов обеспечит мозг необходимым количеством глюкозы. При « перекусываниях»  должны присутствовать легкоусвояемые формы углеводов, которые сразу будут использованы для питания активно работающих органов и тканей.

Необходимо в течении одного дня около 10 г углеводов на 1 кг веса тела. Доля углеводов за счет продуктов питания достигает 60 -65 %

На долю жиров приходится 20 – 30 % и они используются и в энергетических целях и являются элементом клеточных мембран, ферментов, гормонов и т.д. Глицерин обменивается по пути превращения углеводов, а жирные кислоты подвергаются окислению и различаются по насыщенности внутримолекулярных связей. Животные жиры используются для энергетических целей, а растительные для построения клеточных мембран и выполнения каталитических функций. В продуктах должно быть достаточно непредельных жирных кислот, которые легко включаются в процесс обмена веществ,  они относятся к группе незаменимых пищевых веществ.

Белки и удовлетворяют энергетические потребности и являются строительным материалом, необходимым для роста и поддержания структурной целостности важнейших органов и тканей.

Школьники должны получать весь набор незаменимых аминокислот и пища должна быть разнообразной и содержать белки, как животного, так и растительного происхождения. Средняя дневная потребность в белках составляет у школьников около 1,1 г белка на 1 кг веса тела.

Наряду с основными компонентами пищи - углеводами, жирами и белками- в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полноценное восполнение потребности организма в витаминах, биологических волокнах и воде.

У школьников из-за высокой умственной активности и роста организма потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Витамины, которые в малых количествах содержатся в ряде пищевых продуктов, помогают контролировать процессы обмена веществ в организме. Поскольку большинство из них организм человека не может производить самостоятельно, витамины должны поступать в организм с пищей. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определенных количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище. Недостаток витаминов может быть легко устранен приемом специальных витаминных препаратов, которые в настоящее время широко представлены на аптечном прилавке.

Микроэлементы (минера

лы) выполняют в организме многочисленные функции. Так, например, кальций, фосфор, и магний необходимы для формирования здоровых костей и зубов, калий - для придания эластичности соединительным образованиям, а железо- для связывания кислорода кровью. Большинство из перечисленных микроэлементов требуется организму в очень малых дозах, и это может быть легко обеспечено при разнообразном и сбалансированном питании.

Вода не является продуктом питания, тем не менее, составляет 60% от общей массы человеческого организма необходима, так как служит для растворения и доставки необходимый объем крови и регулирует температуру тела. Школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5-2,0 л воды для возмещения ее потерь происходящих при дыхании, потоотделении, а также жидких и твердых выделениях. Когда температура тела повышается в условиях высокой температуры окружающей среды или при выполнении интенсивных физических упражнений возникает усиленное потоотделение, при котором происходит испарение, снижающее температуру тела. При потоотделении увеличивается концентрация солей в крови и возникает чувство жажды. Появление чувства жажды не служит показателем потерь воды, так, как механизмы, связанные с его появлением, срабатывают уже после реальных потерь воды организмом. Это означает, что следует пить до того, как появляется жажда. Поэтому в школе должны создаваться условия, чтобы дети могли удовлетворить свою потребность в воде в любое время и в необходимом количестве.

В пищевом рационе школьников должны присутствовать  в необходимых количествах биологические волокна, важнейшей из которых - клетчатка. Питательная клетчатка – это смесь разнообразных трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Клетчатка необходима для нормального пищеварения: она стимулирует прохождение пищи в кишечнике и регулирует процесс всасывания пищевых веществ. Она также способствует выделение желчи и поглощает воду, формируя фекальную массу. Пищевые волокна являются питательным субстратом для необходимых человеку кишечной палочки, ацидофильной палочки и других полезных микроорганизмов, населяющих толстый кишечник. Эти микроорганизмы защищают человека от болезнетворных микробов. В процессе переваривания клетки микроорганизмы образуют 

витамины В-12, В-6, В-2, В-1, которые всасываются в кишечнике и восполняют часть потребности организма в этих витаминах. В состав пищевых волокон помимо клетчатки входят также некоторые некрахмаленые полисахариды, такие как пектин и лигнин.

Особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи добавок, к которым обычно относят консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смеси, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляют в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Но они никогда не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие как соль, перец, уксус, желатин, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применятся лишь в последнее время в связи с развитием промышленных технологий приготовления пищи, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей. Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах.

Всем, надо помнить, что правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирование как личностей- это прежде всего путь к здоровью нации и залог эффективного усвоения каждым новым поколениям школьников накопленных знаний.

                                                                                        Учитель биологии высшей категории
Евсеева Алина Петровна
МАОУ- гимназия №23

Задать вопросы Алине Петровне можно через комментарии