Учебно-методический комплект разработан на основе следующих групп принципов:
-
личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности);
-
культурноориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип);
-
деятельностноориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).
Помимо принципов, УМК создан с учетом следующих положений:
- школа как часть образовательной среды;
- готовность к дальнейшему развитию;
- принцип минимакса: максимум оценок - минимум отметок;
- щадящая система домашних заданий.
Особенностями УМК, по мнению авторов-разработчиков, являются следующие:
-
единое методологическое, методическое, дидактическое и психологическое пространство;
-
максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика;
-
формирование у школьника целостной картины мира;
-
интеграция предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов;
-
«выучивание» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже в руках начинающего учителя;
-
полная обеспеченность не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности;
-
перевод учителей из авторитарности в режим педагогики сотрудничества и личностного общения;
-
дает при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика собственную траекторию образования;
-
открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;
-
максимальное использование всего предыдущего педагогического и методического опыта учителя в новом образовательном алгоритме;
-
реализация единой языковой концепции, т.е. внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку (со 2-го класса) и литературному чтению;
-
реализация новой научной концепции формирования гражданственности и патриотизма;
-
делает обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок;
-
выращивает средствами предметов личность в культуре достоинства, самостоятельную, способную на принятие решений и отвечающую за них. Личность, привыкшую к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.