Размышления о ЕГЭ по русскому языку

Частное мнение

                                                                             В одну телегу впрячь не можно
                                                                             Коня и трепетную лань.

                                                                                                           А.С.Пушкин

Упрощенно говоря, «конь» – это кодификатор ЕГЭ, которым (экзаменом) до полусмерти запуганы выпускники и несчастные учителя русского языка, ведущие в 11-х классах (не случайна же звуковая похожесть аббревиатуры с пугалом из сказки – Ягой). А «трепетная лань» – «великий, могучий, правдивый и  свободный» и «живой, как жизнь» русский язык.  Почему мы, учителя-словесники, упиваемся каждым словом при чтении Тургенева, Бунина, Паустовского – именно словом, построением фразы, а не только содержанием и смыслом сказанного? И почему (ну, правда же?) многих наших учеников берет тоска при взгляде на учебник русского языка? А ведь неплохие учебники, по ним выучилось не одно поколение, к тому же они постоянно совершенствуются, стремятся соответствовать…Но: чему соответствовать? Конъюнктурным соображениям типа «выучишь – поступишь»? Нет, конечно. Это мы, бессильные учителя, прибегаем к таким уловкам, чтобы «создать мотивацию», да ещё родители наставляют: «Вы там построже с моим…» Учителя помудрее – те, кто согласен с Е. Ильиным («Насильно прочитанная книга что проглоченная муха. Толку не будет, все равно вырвет») – пытаются в дополнение к учебнику использовать занимательные материалы и обращаются к  Т.Ю.Угроватовой, Т.Г.Рик, Г.Г.Граник, В.М.Бурмако, Л.А.Шкатовой и др. (низкий поклон им, и вторым, и первым). Это в среднем звене. Тут еще можно как-то выкрутиться и  вызвать интерес к предмету.

А ведь не случайно будто само собой «употребилось» привычное словосочетание «интерес к предмету». Вот именно – к предмету. А надо бы – к русскому языку, к этой прекрасной стихии, в которой все мы живем, но не всегда чувствуем себя легко и свободно. Надо бы. Но как? А в старших классах, когда уже «призрак бродит» по школе –  призрак ЕГЭ, тут во  все права вступает «конь» (так и хочется сказать – троянский, потому что «сдать» успешно ЕГЭ по русскому языку  далеко ещё не значит быть частью «великого народа», которому дан «правдивый и свободный»).

       Главное,  мы настолько привыкли к своей «колее», проложенной привычными для нас программами (несмотря на разнообразие, глубоких, принципиальных различий между ними нет) и, следом за ними, ЕГЭ, что новый учебник мы пытаемся оценить с точки зрения сугубо деловой, конъюнктурной (в духе времени, впрочем). Но ведь язык – категория абсолютная, вневременная, в каком-то смысле самоценная («В начале было Слово…»).

      Язык интересен сам по себе, как интересен сам по себе его носитель – человек.  Язык прекрасен в своей гармонии – системности  и в своих исключениях – частностях, нарушающих унылое однообразие. Язык одновременно и могуч, и беззащитен. Он нужен нам, как воздух, но и мы ему нужны, как почтительные, заботливые дети. Вот сверхидея. И при чем тут ЕГЭ, который как придет, так и уйдет? А язык – «это наше всё» и навсегда.

Лучникова Людмила Семёновна,

 учитель русского языка и литературы

Приглашаем всех: преподавателей, детей, родителей присоединиться к дискуссии на эту тему. Наша кафедра открыта для диалога.