Тема собрания «Наркомания»
- Разговаривайте с ребенком, а не спорьте с ним. Споры не помогут ему преодолеть свои тревоги и проблемы.
- Не смакуйте страшные истории о наркоманах. Человеку, принимавшему наркотики и получавшему от них удовольствие, это может показаться невероятным.
- Не будьте чрезмерно подозрительны. Это может показаться ребенку нечестным и подтолкнет его к употреблению наркотиков.
Родители, конечно, хотят добра для своих детей. А ошибки, к сожалению, иногда происходят. Самые частые из них, по мнению психологов, следующие:
- Проекция на ребенка своих личных проблем.
- Непоследовательность требований из-за несогласованности родителей.
- Негативная оценка ребенка, сравнение его с более успешным сверстником.
- Неправильные и многочисленные запреты.
А подросткам нужны любовь и понимание, им необходимо знать приемлемые пути для претворения в жизнь своей энергии, своих желаний и решений.
Любой ребенок хочет, чтобы его поступки были замечены, чтобы его хвалили и за то, что он пытается исправить свои ошибки. В отношениях важно хранить взаимное доверие. Помогают понять друг друга юмор, бескорыстная помощь. От родителей дети в трудной ситуации ждут мудрых советов, но советы надо давать только тогда, когда нас об этом просят.
И очень важно успеть до подросткового возраста сформировать у ребенка чувство ответственности.
Большим подспорьем для родителей является искусство, культура, театр, общение с природой.
Хотелось бы отметить еще такой момент в воспитании ребенка, как наши слова и отношение к ним. Словами мы программируем жизненный план ребенка, не всегда задумываясь над тем, как он понимает наши слова. Пример, который приводит Э.Берн: «…Мать нашла у сына в комнате бутылку из-под виски, когда он учился еще в начальной школе. Она сказала: «Не рановато ли тебе пить виски?»
1. Что имеет в виду родитель с точки зрения его собственных слов? Мать считает, что смысл ее слов таков: «Я не хочу, чтобы мой сын пил виски».
2. Что имеет в виду родитель с точки зрения постороннего наблюдателя? Наивный свидетель, его дядя, соглашается: «Конечно, она не хочет, чтобы мальчик пил виски. Какой разумной матери такое понравится?»
3. Что действительно имеет в виду родитель? В действительности же она сказала: «А не рановато ли тебе пить виски?» Под этим подразумевалось: «Пить виски – мужское дело, а ты еще мальчик».
4. Что из этого извлекает ребенок? Сын услышал: «Когда настанет пора показать себя мужчиной, тогда можно будет пить виски».
Ребенок воспринимает слова родителей как команду, и таковой она может остаться на всю жизнь. Слова матери могут означать: «Пора уже тебе начать пить, чтобы я могла тебя за это ругать!» ребенок понимает, что ему надлежит рано или поздно так и сделать, чтобы вынужденно привлечь внимание матери. К тому же, перед глазами мальчика был пример трудяги-отца, напивавшегося в конце каждой недели. А когда ребенку исполнилось шестнадцать, родной дядя усадил его за стол и выставил бутылку виски: «Я научу тебя, как надо пить!»
Отец говорил ему с пренебрежительной усмешкой: «Простоват ты…» поскольку других разговоров с отцом не было, сын заключил, что так и надо жить – по-простому. К сожалению, есть дети, которые растут в семьях, где отцы много работают и много пьют. Этот ребенок стал алкоголиком».
И в заключении, хотелось бы отметить различие в наслаждении, связанном с естественными и духовными потребностями. Первые ограничены нашими физическими возможностями, а наслаждаться духовными потребностями можно неограниченно долго. И хотелось бы, чтобы ребенок узнавал об этом от родителей.
Рекомендуем прочитать: