Cеанс ВКС по теме «Литература. Учебник для 10 класса. Базовый уровень»

21 февраля 2008 года в рамках проекта «Гимназический союз России» с участием нашей гимназии прошёл сеанс ВКС по теме «Литература. Учебник для 10 класса. Базовый уровень» в форме лекции профессора Санкт-Петербургского университета, доктора филологических наук Игоря Николаевича Сухих, автора учебника. Тема лекции: ««Диалектика души» Льва Толстого: новое понимание человека».

В сеансе от нашей гимназии участвовали:

  • Голенищева Ольга Борисовна, заведующая кафедрой русского языка и литературы
  • Власова Екатерина Михайловна, учитель русского языка и литературы
  • Калашникова Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы
  • Лучникова Людмила Семёновна, учитель русского языка и литературы
  • Учащиеся 10 и 11 классов

 

Тема мастер-класса несет ученикам открытия в области собственного внутреннего мира, скрытого не только от глаз окружающих, но и зачастую от них самих, побуждает к дальнейшим размышлениям о человеке вообще и о себе в частности и, как следствие этих размышлений, вызывает вопросы, например такие:
- Не является ли «диалектика души», как противоречие между чувством, словом и поступком, нарушением цельности человеческой личности, следовательно, проявлением ущербности? (Вопрос, заданный ученицей 11 класса Фаненштиль Верой)

- Насколько необходимо человеку осознание его собственной «диалектики души»? Не замедляет ли рефлексия его внешнюю деятельность? (Наконец, не мешает ли она человеку в современном мире, отличающемся динамизмом и отсутствием особой щепетильности, быть конкурентоспособным?) (Вопрос, заданный учителем литературы Лучниковой Людмилой Семёновной)

Как можно заметить, вопросы выходят за пределы литературы и литературоведения. А в целом разговор об учебнике и сам мастер-класс всколыхнули лелеемые в глубине учительской души мечты. А именно, хотелось бы, чтобы учебник литературы для старших классов был интегрированным (гипертекстовым) – включающим методические и дидактические материалы не только по литературе, но и по философии, и по психологии, и по этике… И ещё – чтобы учебник беседовал со старшеклассниками о том, «каким должен быть человек и как ему жить».

А после мастер-класса в продолжение разговора, начатого на телемосте с Санкт-Петербургом, с автором учебника по литературе, доктором филологических наук И.Н.Сухих на кафедре русского языка и литературы состоялся вот какой разговор.

Говорит Калашникова Юлия Борисовна
...Однажды на уроке литературы десятиклассница (Чащина Аня) сказала:
- Мы все время говорим о литературе, о героях и не говорим о том, каким должен быть человек и как ему следует жить.
(Почти повторила вопрос из «Белой гвардии» Булгакова.)
Я ответила:
- Да как же? Мы только об этом и говорим: «Человек сам себя воспитать должен», «Чтобы умно поступать, одного ума мало», «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», «Солдатом быть, просто солдатом»..

Но, видимо, выпускникам мало таких отвлеченных разговоров о литературе, даже если речь идет об общечеловеческих ценностях. Им важно знать «здесь и сейчас», что делать с приобретенными знаниями о путях исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского, о крушении теории Родиона Раскольникова, о несбывшемся счастье Онегина, о трагедии Печорина, нигилизме Базарова...
Говорит Голенищева Ольга Борисовна.
У каждого из современных школьников своя жизнь, свои интересы и проблемы. Какое им дело до этих «образов»? Очень точно сказал об этом 9-классник (Серёжа Мурсатов) в стихотворении, посвященном А.Блоку:
Всего одно твое читал стихотворенье,
И больше ничего я не учил.
Когда тебя друзья учили в заточеньях,
Я мясо ел и сок морковный пил.

Ты написал, наверно, много фраз,
И добрых слов, и прочего веселья.
Но не дошли до юных моих глаз
Твоих стихов прекрасные волненья.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Ты в этом видел красоту стихов.
А я... Компьютер. Телик. Дискотека.
Из совершенно разных мы миров.

Быть может, я когда-нибудь в безделье
Возьму из шкафа томик твой в пыли
И при приятном времяпровожденье
Пойму тебя и все твои стихи.

Говорит Власова Екатерина Михайловна
В методике литературы сейчас во главе угла - воспитание грамотного читателя, вооруженного теоретическими знаниями по литературе. Но, как справедливо (проверено опытом!) заметил Е.Ильин (известнейший и очень уважаемый учитель-практик), «по поводу эпитетов и метафор на уроке с учениками особенно не разговоришься».
Говорит Лучникова Людмила Семёновна
Литература – предмет, если можно так выразиться, «духовнообразующий». Мне неоднократно доводилось замечать, что самые мои удачные уроки (когда класс затихает и «впитывает» мысли учителя) – это уроки-«проповеди» на которых с помощью литературы удаётся открыть для детей что-то важное, ценное, прекрасное в них самих. Наверное, в этом (для меня, по крайней мере) и заключается смысл личностно-ориентированного воспитания, о котором так много и интересно пишут.

Кафедра русского языка и литературы приглашает всех, кого всколыхнули наши мысли, принять участие в обсуждении того, «каким должен быть человек и как ему жить».