Юные исследователи радуют своими успехами. (Итоги 2011-12 учебного года)

Научное общество гимназии «Созвездие» создано для развития любознательности и формирования аналитических способностей детей.

Написание качественной научной работы порой становится непосильной задачей для студентов вузов, не говоря уже о школьниках. Однако учащиеся гимназии № 23 ежегодно успешно защищают свои труды на региональных, российских и международных конференциях.

Стремление исследовать

Семиклассница Виктория Фирсанова внимательно пробегает глазами страницы федеральных газет.

- Дефолт, маркетинг, дилер, сканер, - перечисляет школьница. - Англицизмы в нашей речи употребляются очень часто и приходят в наш язык в основном из СМИ. Большинство из них  можно заменить русскими словами.

Такие выводы сделала Вика в своей научной работе «Англицизмы на страницах российских газет». Над своим трудом школьница работала в течение года. Старания девушки высоко оценили как преподаватели  родной гимназии, так и различных вузов. Вика заняла первое место на научно-практической конференции в Малой академии  ЧелГУ, которая уже несколько лет работает с одаренными старшеклассниками. А на VII городском конкурсе реферативно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века» работа школьницы была удостоена третьего места. Также свой труд Виктория защищала в ЧГПУ и, конечно,  на ежегодной конференции «Созвездие», которую проводит 23-я гимназия.

- В будущем я  продолжу свое исследование, - делится планами Виктория. - В написании научно-практических работ я нашла себя. Мне нравится  глубоко погружаться в тему. Вообще языкознание — та наука, с которой я хочу связать свою будущую профессию. Поступать планирую на факультет лингвистики.

Ежегодно  в стенах гимназии пишется более ста научных работ. Учащиеся успешно защищают их на районных, городских, региональных, российских конкурсах.

- Например, в городском командном зачете форума «Шаг в будущее» гимназия получили Диплом III степени. Около 50 процентов всех призеров VII городского конкурса реферативно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века» по району - это  наши дети, - подмечает заместитель директора, куратор гимназического научного общества «Созвездие» Светлана Гужина.

Она поясняет, что свои исследования учащиеся проводят по собственной инициативе, того не требует школьная программа. Тем не менее, 70 % учителей являются научными руководителя учебно-исследовательских работ. С введением новых стандартов исследовательские работы станут обязательным элементом.

 -  Заниматься исследованиями в гимназии стало модным и престижным, - объясняет  Светлана Азатовна. - Во-первых это увлекательно и интересно. Во-вторых, перед детьми открывается масса возможностей. Наши учащиеся выезжают со своими работами  в другие города и страны, обмениваются опытом, приобретают навыки публичного выступления, сотрудничают с ведущими вузами России.  Это поможет им в дальнейшем профориентироваться и поступить в престижное  учебное заведение. Так, многие наши выпускники  стали студентами  МГИМО, Высшей школы экономики, МГУ, Финансового университета при Правительстве РФ,  СПбГУ  и других.

Преподаватели считают, что каждый гимназист по своему одарен. Поэтому главная задача, которую ставят перед собой педагоги - увидеть природный потенциал школьника и создать все необходимые условия для его развития.

Плодотворное сотрудничество

Конечно, раскрыть тему научно-практической работы, оформить ее в соответствии со всеми стандартами и достойно представить на конференциях различного уровня — задача серьезная. Успешно ее выполнить помогают не только учителя школы, но и преподаватели  вузов.  Доцент ЧелГУ Алевтина Панова  регулярно  ведет в гимназии занятия в секции языкознания. Тема сегодняшнего урока «Словообразование по системе В. В. Виноградова». Лекция хоть и вузовского уровня, однако дети успешно справляются с заданиями. На занятиях  также обсуждаются проблемы, возникающие у школьников при написании научных работ.

- У учащихся, которые работают над  научным проектом, есть два руководителя — учитель и научный консультант из вуза. Каждый на своем уровне пытается помочь, указывает на ошибки, помогает в оформлении  и подготавливает школьников к защите работы. Сотрудничество получается очень плодотворным, - рассказывает учитель русского языка и литературы Оксана Лаптева.

 Она присутствует на каждой лекции, которую ведет Алевтина Панова. Обращает внимание на то, какие ошибки дети допускают, чтобы потом отработать их на своих уроках. Таким образом, предмет изучается всесторонне.

Обмен опытом

На гимназию № 23  следует в первую очередь обратить внимание родителям, заметившим у своих детей гуманитарную и лингвистическую одаренность. Учебное заведение обеспечива­ет  углубленное изучение английского языка и имеет статус международного экзаменационного центра по иностранным языкам. Со 2 класса английский язык изучают на углубленном уровне. С 6 класса гимназисты приступают к изучению  второго иностранного языка.

Для ученицы девятого класса Валерии Тимофеевой английский стал вторым родным языком. Глубоко изучить его лингвистические основы девушка смогла благодаря занятиям в клубе междугородного проектирования «Оле клаб» («Наш маленький английский»), работающего при гимназии. Члены клуба вживую общаются с иностранцами, благодаря чему школьники получают большую языковую практику. Также клуб взаимодействует с  разными странами, организует выезд школьников по обмену. 

- Нас пригласили  в Баку на международный семинар. Также за последнее время мы побывали в Турции, Грузии и Украине, где обменивались культурным опытом с учащимися из разных стран. Преподаватели, которые координировали выезд, также обогатились знаниями: они посетили  тренинги и семинары, - рассказывает Лера.

Несмотря на преобладание в гимназии гуманитарных профилей, школьники занимают высокие места на конференциях по естественно-научным направлениям.

Так работа Евгении Удаловой названа «Лучшей творческой работой по физике» на Уральской выставке научно-технического творчества молодежи «Евразийские ворота России».

Одним из приоритетных задач учебное заведение также видит развитие системы дополнительного  образования. Так, при гимназии много лет работает секция «Прикладное искусство» (руководитель Огаркова Е.Ю.), где ребята  углубленно  изучают технику холодного батика (роспись по ткани). Больших успехов в этом направлении достигла десятиклассница Арина Диулина. Она создала целую коллекцию, выполненную с применением данной техники и написала научную работу «Исследование техники «Гутта» в холодном батике», которую представила  на всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее». Выступление Арины проходило в  Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина.  Преподаватели вуза высоко оценили труд школьницы и предложили в дальнейшем поступать именно к ним.

- Одаренные дети — это будущее нашей  страны. Поэтому отношение к ним у нас очень бережное. Мы стараемся создать все условия для того, чтобы они могли развиваться и проявить себя. Считаю, что только на основе интеграции базово­го и дополнительного образование возможно воспитание  личности, воспринимающей мир во всей его целостности, - заключила Светлана Гужина.

Результаты (скачать в формаие doc) конкурсов за 2011-12 учебный год

Фоторепортажи с конкурсов 2011-12 учебного года