На кафедре русского языка и литературы состоялся творческий отчёт учителя русского языка и литературы

1 апреля 2008 года на кафедре русского языка и литературы состоялся творческий отчёт учителя русского языка и литературы Калашниковой Юлии Борисовны

по итогам участия учащихся старших классов в Открытой заочной гуманитарной олимпиаде по основам гуманитарных наук. Ребята анализировали стихотворение Зинаиды Гиппиус, посвящённое декабристам. Всего было отправлено 14 работ, из которых Юлия Борисовна представила самые интересные.

Важенина Александра, 8Б класс

 

 В 1918-22 написан цикл крайне враждебных антиреволюционных, «мстящих» стихов. Октябрьская революция была для Гиппиус гибелью России, ее преступным «разрушением», «убийством свободы» и общим грехом, в том числе народа, «не уважающего святынь». В статьях «Литературного дневника Гиппиус высказалась по всему спектру современной словесности и публицистики, как правило, полемически, «вопреки», а порой и с хлесткой фельетонностью: она выступала против декадентов, различного рода индивидуалистов и «самодостаточных» эстетов, позитивистов и прогрессистов, «честных либералов» и консерваторов, а также против революционных действий.

Именно в этом стихотворении Гиппиус написала все свои чувства, именно то, что она чувствовала на данный момент времени, и она показала свое отношение к революции. Не каждый поэт напишет свое отношение именно к тем временам. Строчка «Нас больше нет. Мы все забыли», имеет значение того, что эти революции изменили все то, что так долго складывалось, к чему так привыкли люди, от чего так не хотели отказываться. И вдруг все внезапно изменилось.

Фраза «Вас победив, - не победил…», является оксюмороном, то есть сочетание противоположных по значению слов. Интересный образ в этом стихотворении выбрала Зинаида Гиппиус, сочетаемое с не сочетаемым.

Много строчек и фраз в стихотворении ярко выражают отношение Зинаиды к революции.

Зинаида Гиппиус, поэт серебряного века, хорошо отобразила революционное время, но для того, чтобы понять весь смысл, необходимо прочитать стихотворение несколько раз. Это стихотворение очень четко передает смысл революционного времени.

 

 

Гузенко Светлана, 8Б класс

 

Стихотворение Зинаиды Гиппиус « 14 декабря 8г.» не вызвало у меня ни каких положительных эмоций, да наверное и не должно было. Настроение полной разрухи, духовной пустоты, обречённости, ни какой надежды на мир, спокойствие, ужасающе тихое, незаметно настигшее и уже кажется, непобедимое уныние охватывает меня при прочтении этого стихотворения.

Название этого стихотворения имеет двоякий смысл. Гиппиус пишет это стихотворение о Восстании Декабристов, во время Гражданской войны, между этими событиями через название она как бы проводит вертикаль. Если смотреть на само стихотворение, то мы увидим деление на строфы. У Гиппиус каждая – новое событие, новое объяснение произошедшему, описание одних вещей с разных сторон. В стихотворении автор  вводит обобщение через слова: « МЫ-ВЫ» мне кажется, что этим она хочет показать. Что за революцией стоит не один человек, а  целая страна, и всех это потрясение коснётся, каждого человека, все пострадают от её последствий. В этом стихотворении З. Гиппиус использует много художественно- выразительных средств. Метафора «гремящий Зверь железный» по моему мнению, означает множество оружий обрушившихся на каждого человека, участвовавшего в восстании.

 

 

Деревянных Владислав, 8Б класс

 

 

Это стихотворение написано в декабре 1918г. и напоминает читателю о временах декабристов. Автор с чувством описывает те годы и свои переживания, может быть, страх, отражает в словах: «Взвихрясь в невиданной игре». Мне кажется, что эта строка передает всю суету и неопределенность того периода времени, когда жила поэтесса.

Стихи этого автора я читаю впервые,  поэтому мне незнаком круг ее образов.  И многие из образов, использованных в этом стихотворении мне не совсем понятны. Например, «гремящий зверь железный». Я не могу пояснить, что это такое, у меня нет конкретных ассоциаций. Может быть, так автор говорит о самодержавии. Тогда оксюморон «Вас победив, - Не победил…» можно истолковать так: самодержавие, подавив восстание 1825г., не убило саму идею свободы.

Мне кажется, что в этом стихотворении автор пишет о судьбе дворянства после революции 1917г. « Нас больше нет » - именно с этих строк начинается стих, именно в этих словах заключена трагедия этого сословия.

З.Гиппиус искренне переживает, что дворяне - потомки ( в стихотворении автор объединяет их в слове «Мы») не сумели сохранить идеалов восстания и воплотить их в жизнь. Поэтому трижды в последних строфах стиха повторено слово «напрасно». О творческом исходе истории говорят строки: «Наш конь домчался, бездорожен,

Безузден,яр, - куда? Куда?

И вот исхлестан и стреножен,

Последнего он ждет суда.

Я думаю, что душевную боль автор испытывает не только за участь дворян, но и за судьбу России, её народа после революции, современником которой она была. Ведь Октябрьская революция была основана на совсем других принципах, нежели изложенных декабристами в «Русской правде».

В утрате этих идеалов автор видит причину краха русского дворянства и в целом истории России.

 

 

Кичигина Дарья, 8Б класс

 

Стихотворение Зинаиды Гиппиус – очень интересное по своему стилю, смыслу и истории написания. Оно было написано во время восстания декабристов. Автор с помощью этого произведения выражает чувства народа, его боль и страдания, а также своё отношение к восстанию. Человек в этот период времени ничего не значил, он был никем, был маленькой песчинкой среди всей жестокости, пыток и испытаний, выпавших на его долю. Прочитав это стихотворение, ты ощущаешь всю боль того времени, чувствуешь смерть. Писатель передаёт ужасы и страдания с помощью гипербол и сравнений. Читатель чувствует уныние, печаль и страх. Именно эти чувства были у народа того времени. Стихотворение завораживает своим содержанием. Жестокость, ярко выраженная писателем, но смягчённая художественными приёмами, заставляет задуматься читателя над физическим и душевным состоянием народа во время восстания декабристов какие чувства их одолевали, когда они видели казни и пытки своих самых близких людей. И всё это читатель ощущает от одного лишь взгляда на стихотворение, от первого прочтенья. Я думаю. Что даже самые чёрствые сердца тают над этими строками. Самые безжалостные люди испытывают сочувствие и сострадание.

Способ написания этого стихотворения говорит нам о всей твёрдости намерений автора показать жизнь людей во время восстания декабристов. Равные строки. Объединённые четверостишья и рифмуемые между собой. Говорят нам о традиционности стихотворения. Это произведение уникально тем, что его главные герои выражены не существительными, а местоимениями, тем самым не уточняя личность главных героев.

Стихотворение начинается со строк:

«Нас больше нет. Мы всё забыли…»

Зинаида Гиппиус  с самого начала выражает основную мысль стихотворения. Эти строки показывают, что люди были мертвы при жизни, они забыли прежнее счастье, любовь и благополучие, царившее между ними. Люди считали свою жизнь ничтожной, ненужной.

«Напрасно всё: душа ослепла, мы преданы червю и тле…»

«Заветов тайных Муравьёва

  Свились напрасные листы…

  Напрасно, Пестель, вождь суровый,

  В узле пеньковом умер ты…»

Отец дрался с сыном, брат убивает брата. Всё это можно увидеть в строчках стихотворения. Главным героем произведения является народ. Писатель передаёт его чувства, переживания, состояние души и тела. Ощущается духовная пустота, всё для чего человек жил отдано революции. Всё разрушено, раздавлено, сломлено.

Я думаю, что кульминация произведения наступает в строках:

«И как гремящий зверь железный,

Вас победив, - не победил…

Его уж нет – но зверь из бездны

Покрыл нас ныне смрадом крыл».

 

Именно в этом тексте выражается открытое отношение к своему врагу.

Я думаю, что это стихотворение говорит о высоком мастерстве автора. Очень хорошо подобранная рифма. А также наличие гипербол и сравнений делают произведение очень эмоциональным и чувственным.

На меня это стихотворение произвело  очень большое впечатление. Я как бы оказалась в 1918 году. События тех времен не могли не затронуть сердце. Чувствуется сострадание. Жалость к тем людям, которые пострадали в 18 – е годы. Во время восстания страдали невинные люди, потерявшие всё, включая душу и жизнь.

 

 

 

Корсун Екатерина, 8Б класс

 

              Первые впечатления от прочитанного стиха были поверхностные, встречалось много незнакомых слов. Но когда я прочитала стихотворение второй раз, я сама, как бы оказалась в то время

              1825. 14 декабря. Петербург. Сенатская площадь. Восстание декабристов.

              1918. «Нас больше нет. Мы всё забыли,

                         Взвихряясь в невиданной игре».

Автор описывает эту картину с ощущением уныния, отчаянности. Не зря трижды повторяется слово напрасно. Напрасно значит бесполезно, безуспешно. По описанию понятно, что автор Зинаида Гиппиус против раскола, против восстания.

              Своеобразие лирики автора в том, что она отражает все свои переживания в связи с жизненными впечатлениями. Зинаида Гиппиус целиком и полностью углубляется в то время, во время душевной пустоты окружающих её людей.

              У этого стихотворения очень необычное название – «14 декабря 18г.». Это не случайно, автор даёт возможность задуматься, повоображать, посмотреть дополнительную литературу. Благодаря этому стихотворение становится тайным, неизвестным, со скрытым смыслом.

              Посвящено это стихотворение декабристам. Смысл этого посвящения в том, что мы современное поколение, забываем о прошедшей истории. «Нас больше нет». Нас не может быть без истории.

              Стихотворение делится на строфы, их десять. Первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвёртой. Во второй строфе автор употребляет оксюморон: «Вас победив, - не победил…». Зинаида Гиппиус хочет этим сказать, что русские сильны, и если даже их победили, они не будут падать духом, и вновь встанут на тропу войны.

              Главного героя в стихотворении нет, но в четвёртом абзаце есть два героя – это Муравьёв и Пестель. Вероятно, Муравьёв был писателем, так как автор употребляет выражение: «Свились напрасные листы…». А Пестель – предводителем:

«Напрасно, Пестель, вождь суровый,

 В узле пеньковом умер ты…»

             Оба героя умирают.

             Поэтическая мысль автора плавно перетекает от прошлого к настоящему. Движение передаётся с помощью смены картин.

             Заканчивает своё стихотворение Зинаида Гиппиус предложением:

«И не осталось даже пепла

 От «Русской Правды» на земле».

             Этот итог можно понимать, как в прямом, так и в переносном значении. «Русская Правда» - это первый свод законов. Но не исключено, что в этом контексте «Русская Правда» - это русская Истина. А истина, как мы знаем, - это соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Также каждый знает, что Россия – сильная страна. Значит, два слова – Россия и Правда имеют место в данном стихотворении.

 

 

 

Кузеванова Анастасия, 8Б класс

   

    Стихотворение Зинаиды Гиппиус было написано в декабре 1918 году. Эту дату люди вспоминают как жестокую и беспощадную гражданскую войну в России. Зимой 1918-1919 гг. наши враги (красные) заняли Уфу и Оренбург. В итоге наши войска потерпели поражение. Мы потеряли более 12-13 миллионов человек. Это стихотворение посвящено тем людям, которые с тяжестью вспоминают это событие.

    Все эмоции и чувства автора четко выражены: «Напрасно всё: душа ослепла…». Так же ощущается нечестная победа со стороны врагов: «И не осталось даже пепла на «Русской правде» на земле».

    Враги хорошо охарактеризованы под ролью «Зверя».

Эти антагонисты злы, беспощадны, сильны и стремятся к победе: «И как гремящий Зверь железный,

         Вас победив,- не победил…

         Его уж нет - но зверь из бездны

         Покрыл нас ныне смрадом крыл».    

    Под противопоставление «Мы и Вы» автор подразумевает тех, кто страдал из-за этой войны:

        «Нас больше нет. Мы все забыли,

         Взвихрясь в невиданной игре.

         Чуть вспоминаем, как вы стыли

         В карре, в далёком декабре».

    В стихотворении повторяется дважды слово «Напрасно», что означает, как автор относится к этой ситуации. Зинаида Гиппиус жалеет обо всём случившемся:  

        «…Напрасно, Пестель, вождь суровый,

         В узле пеньковом умер ты,

        

         Напрасно всё: душа ослепла…

         Мы преданы червю и тле,

         И не осталось даже пепла

         От «Русской Правды» на земле».

  

    Мне кажется, что автор хорошо передал дух той войны, которая описывается в этом стихотворении.   Зинаида Гиппиус – не только известная писательница, но и женщина, отличавшаяся от других сильным, крепким и мужественным характером. Она не только пишет изумительные стихотворения, но и вынуждает нас прочувствовать мысли, чувства и эмоции, которые она

испытала во время написания этого стихотворения.

    Прочитав и поняв это стихотворение, я с точностью могу сказать, что пережив такое событие, игравшее в жизни многих людей, автор четко и детально показал насколько тяжела была жизнь во время этой гражданской войны в России.

 

 

 

Гусева Полина, 8В класс

 

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус

«14 декабря 18г».

Особой главой в истории русского символизма стали произведения Зинаиды Николаевны Гиппиус, собрание ее стихов стало крупным событием в жизни русской поэзии. Гиппиус для этого времени в истории России становится последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей. Главной идеей Гиппиус было всехристианство, отрицающее самодержавие как власть от Антихриста. Однако лицо Антихриста она разглядела и в революции, которую искренне ненавидела. К октябрьской революции 1917 года Гиппиус отнеслась с непримиримой враждебностью. В ее произведениях преобладает эсхатологическая нота: Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озарение. В ее стихотворении «14 декабря 18г» чувствуется нота сожаления, сожаления о том, что многие достижения просто напрасны:

Заветов тайных Муравьева

Свились напрасные листы…

Напрасно, Пестель, вождь суровый,

В узле пеньковом умер ты…,

Напрасно все: душа ослепла,

Мы преданы червю и тле,

И не осталось даже пепла

От «Русской Правды» на земле.

Это произведение сложно для понимания, оно заставляет подумать, для чего все, что происходило тогда, необходимо. Каждая строка произведения проникнуто отчаянием, ненавистью к революции, ее «пустому» последствию, несущему только разруху и страдание. Это произведение убеждает читателя в бесполезности каких- либо глобальных перемен в жизни народа, целой страны. В произведении доказывается утрата самого ценного – правды: «И не осталось даже пепла от «Русской Правды» на земле».

Стихотворение проникнуто одиночеством:

Нас больше нет. Мы всё забыли.

Взвихряясь в невиданной игре.

В этом стихотворении описывается впечатление от восстания декабристов самой Зинаиды Гиппиус. В произведениях Гиппиус от 1918 года, появившихся как бы из небытия, речь идёт о том, что идеалы декабристов рухнули, жертвы были напрасны, а наследниками декабристов объявили себя самозванцы. Это идея в полной мере отражается в данном стихотворении. Вторая половина творческой жизни Гиппиус «крутилась вокруг одного события – 14 декабря 1825 года». Во всех трёх произведениях, написанных в противоречивых типах, обнаруживается разное отношение Гиппиус к итогам 14 декабря 1825 года. Так первое произведение полно надежды на то, что героические призраки декабристов помогут России найти спасение. И во втором, Гиппиус называет их «чистыми героями», но ошеломлённая революционной современностью, утверждает, что почти через столетия восторжествовали не они, а их палачи; «петлю Николая» перехватили «пальцы серых обезьян». В третьем, как было сказано, речь о том, что идеалы декабристов рухнули, жертвы были напрасны, а наследниками декабристов объявили себя самозванцы. Это смена убеждений заставляет читателя прочувствовать остроту вопроса, посвящённого значению деятельности декабристов, понять напрасность действий «чистых героев», с точки зрения Зинаиды Гиппиус. Это стихотворение посвящено дате 14 декабря 1825 года, её последствиям. Об этом читатель может догадаться, прочитав название стихотворения: 14 декабря 18 год. Произведение состоит из пяти строф, каждая из строф содержит в себе по четыре строки, каждая строка содержит в себе предложение, либо первую часть высказывания. В этом стихотворении используется перекрестный способ рифмовки. Все пять четверостиший связаны между собой общей темой – тема, происходящего после восстания, наличие местоимений: нас, вас, ты, мы. Порядок следования строф создаёт целостность произведения, тем самым осуществляется и связь строф между собой. При прочтении первой строфы с определённой интонацией, эта интонация сохраняется и при прочтении последующих строф. Это обстоятельство тоже является признаком связности строф. Между строфами существует контактная связь, осуществляемая местоимениями.

Нас больше нет. Мы всё забыли,

Взвихряясь в невиданной игре.

Чуть вспоминаем, как вы стыли

В каре, в далёком декабре.

Так звучит начало произведения. Это четверостишие заставляет призадуматься, читатель погружается в себя, в свои мысли, мне нарисовалась картина противостояния, борьбы, а затем картина «голой пустоты». Ничего не стало, забыто то, что было. Думаю, такой эффект был достигнут использованием гиперболы:

Чуть вспоминаем, как вы стыли

В каре, в далёком декабре.

Ведь произошедшее во время восстания, революций, помнится веками, а герои не забываются никогда. В роли лирического героя выступает сама Зинаида Гиппиус, а также другие ярые противники революций, которые в стихотворении показаны местоимениями. Этих героев уже нет, но они оставили воспоминания, а точнее строки о том, что таковых нет. «Герои» произведения упрекают себя за то, что многое забыто, многое напрасно… Их душевное состояние проникнуто печалью, одиночеством, сожалением. Они показывают читателю, что их путь был напрасным, не имел конечного пункта назначения, хотя имел цель, цель – восстания «против Николая I».  И в конце лирический герой убеждается в этом… Понимание этого достигается через сравнение: « И как гремящий Зверь железный»; метафор: «Его уж нет -, но зверь из бездны покрыл нас ныне смрадом крыл», «Напрасно всё: душа ослепла, Мы преданы червю и тле»; гиперболы: «И не осталось даже пепла от «Русской Правды» на земле»; «И вот, исхлестан и стреножен, Последнего он ждёт суда». Смысл стихотворения: крушение идеалов декабристов и то, что жертвы, принесённые ради достижения цели, напрасны. Этот смысл от начала и до конца произведения нарастает, за счёт смены картин в строфах. Ведь в каждой строфе присутствует свой поэтический смысл, связанный со смыслом предыдущей и последующей строф и несущий свою собственную информационную ценность. Зинаида Гиппиус изображает проблемы революционного движения в образе железного Зверя, уничтожающего всё на своём пути, победившего, но оставшегося побеждённым… Перекрестный способ рифмовки – является самым популярным, самым лёгким для усвоения. Что касается размера стиха, то его определить очень сложно. Я не смогла. Образ «гремящего Зверя железного» в воображении вызывает гигантского железного монстра, разрушающего всё на своём пути, хотя этот образ абстрактный, олицетворяющий весь ужас, испытанный людьми во время революции. И этот образ делает понимание сути революции, её последствий, целей, преследуемые декабристами, более яркими и глубокими, помогает лучше понять суть самого произведения. Кульминация стихотворения, по-моему мнению, заключается в следующих строках:

«Наш конь домчался, бездорожен,

Безузден, яр, - куда? куда?

И вот, исхлестан и стреножен,

последнего он ждёт суда».

Эти строки показывают силу движения декабристов, но их путь был не осуществим. Эти строки показывают то, что, имея великую, героическую цель, всё, что было принесено в жертву этой цели, оказалось напрасным…

«Напрасно всё : душа ослепла,

Мы преданы червю и тле,

И не осталось даже пепла

От «Русской Правды» на земле».

Таков итого произведения. Достижение впечатления осуществляется с помощью ряда художественных средств. Так тот « конь», о котором говорится в кульминации, - это «путь» декабристов. Он такой же необузданный, смелый, как и цели, преследуемые декабристами (этот приём называется метафора). А вот в концовке используется ряд гипербол: «душа ослепла» - я думаю, что это ход был предпринят автором ради того, чтобы показать, усилить впечатление от безысходности пути декабристов. Что касается цитаты: «И не осталось даже пепла от «Русской Правды» на земле», то правда, она есть и была всегда, только она глобально изменила  своё значение, свой «облик»… Но для Зинаиды Гиппиус и декабристов правда погибла с восторжествованием Николая I… Это произведение, по большей части, представляет собой не столько описание событий 14 декабря 1825 года, сколько глубокое впечатление самой Зинаиды Гиппиус. Несмотря на то, что Зинаида Гиппиус не получила систематическое образование, она с юности отличалась большой начитанностью. Помимо этого ей была отвратительна идеи революции, она сочувствовала декабристам и поддерживала их цели своими произведениями. Стихотворение «14 декабря 18 года» является воплощением поддержки автора декабристов. Время декабристского движения нуждалось в понимании со стороны населения, так же, как они, не признавшего идеи революции. И Зинаида Гиппиус своими произведениями выразила это понимание, показала, что многие нуждаются в деятельности декабристов. Но несмотря на это, за свои произведения Зинаиду могли подвергнуть преследованию власти. Видимо, это её не страшило… Вторая половина творческой жизни поэтессы была проникнута интересом к дате 14 декабря 1825 года и движению декабристов. Поэтому её произведения были посвящены этой теме. Выступление декабристов и следствие по их делу показало наличие глубоких противоречий в обществе, порожденных отжившей феодальной – крепостнической системой. Разрешить их можно было тогда путём реформ. Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, способствовали тому, что её усилия и талант оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием. На такую борьбу и  на поддержку декабристов было направлено стихотворение Зинаиды Гиппиус…

 

 

 

Колесникова Валерия, 8Б класс,

 

Зинаида Гиппиус- писательница, жившая в революционное время. Своими стихотворениями она показывает всю жалкость и ничтожность жизни в революционное время. Народ был подавлен голодом, разрухой и нищетой.

                            «Нас больше нет. Мы всё забыли …»

Эта революция как огромный снежный ком, который медленно и беспощадно уничтожал народ, человека изнутри.

                           «И как огромный Зверь железный,

                             Вас победив,- не победил …»

Лучшие умы России были уничтожены

                           «Заветов тайных Муравьёва

                             Свились напрасные листы …

                             Напрасно, Пестель, вождь суровый,

                             В узле пеньковом умер ты …»

только те, которые слепо верили в светлое будущее и в силу Советской власти. Но в итоге и они не увидели путь ведущий вперёд к высокой цели.

                            «Наш конь домчался, бездорожен,

                             Безузден, яр,- куда? Куда?

                             И вот, исхлёстан и стреножен

                             Последнего он ждёт суда …»

Сам народ не знал что делать и как ослеплённые и безмолвные мотыльки летели на яркий свет революционных призывов.

 И сам автор на примере это стихотворения показывает негодование и неуверенность в последующем дне. Она чувствует какое - то волнение и духовную пустоту. 

 

 

 

Круглова Евгения, 8В класс,

 

«Нас больше нет» Зинаида Гиппиус.

Автор отсылает нас к событию 1825 года к восстанию декабристов. Идеи, во имя которых они восстали, - свержение самодержавия и ликвидация крепостничества, его основ, - оказались жизненными, и даже годы собирали под знамёна революционной борьбы последующие поколения. В 1825 поднялась интеллигенция – люди с образованием, которых не устраивал отживший феодальный строй. Строки «взвихряясь в невиданной игре» означает, что люди переживали ещё много революций, и они забыли восстание декабристов. «Гремящий зверь железный» - все те, кто был за царя и против декабристов. «Зверь из бездны» покрыл нас ныне смрадом крыл» - революция отразилась на всех и по сей день. «Последнего он ждёт суда» - Муравьёв, Релеев, Пестель, Бестужев- Рюмин и Каховский принимали участие и были повешены(напрасно, Пестель, вождь суровый, в узле пеньковом умер ты). «И не осталось «Русской Правды» на земле» - возможно, имелось ввиду, что даже уничтожили газету «Русская правда». Также стихотворение во второй строфе мы можем наблюдать оксюморон: «Вас победил, - не победил…». Она означает, что те, которые выступали против восстания, с целью его подавление, не всех предали земле (декабристы, которые выжили после выступления, стали разрабатывать план по поводу допроса).

В стихотворении встречается противопоставление МЫ-ВЫ. Война декабристов была напрасна(заветов тайных Муравьёва свились напрасные листы…Напрасно, Пестель, вождь, суровый, в узле пеньковом умер ты) и не принесла никаких плодов и после многих революций Мы забыли – автор определяет нас как ослепших, беспамятных : «Напрасно всё: душа ослепла,

мы преданы червю и тле». « Нас больше нет. Мы всё забыли. Мы – те, которые терпели времена восстания и революций и только чуть вспоминаем, как вы(декабристы) стыли в каре,  в далёком декабре. В 1825 году произошло восстание на Сенатской площади. Декабристы решили помешать войскам и сенату принести присягу новому царю. Затем хотели войти в сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25 летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова, но этот план ожидал провал из-за предательств и бездействия. В 1918 году сформировались центры антибольшевистского движения «союз защити Родины и свободы» под руководительство эсера Савинкова, «Союз освобождения России», объединивший кадетов, меньшевиков, эсеров. В Самаре, Уфе и Омске были созданы правительства меньшевиков, кадетов, эсеров. 6-7 июля эсеры предприняли попытку свержения Советов в Москве. Она закончилась полным провалом. Руководители были арестованы. Представителей левых эсеров изгоняли из советов и государственных органов. В июле 1918 года была расстреляна царская семья в Екатеринбурге. В последней строфе сказано, что всё напрасно, что все действия, совершённые декабристами, эсерами стоили жизни многих людей(в том числе и неповинных), но таки не исправили положения.

В стихотворении встречаются приёмы, такие как : эпитет(гремящий зверь железный, взвихряясь в невиданной игре, свились напрасные листы, вождь суровый), метафора( душа ослепла), сравнение (и как гремящий зверь железный вас победив,- не победил). Присутствуют точны детали восстании(Пестель, вождь суровый, в узле пеньковом умер ты; заветов тайных Муравьёва свились напрасные листы и т.д.)

 

 

 

Рязанцева Анна, 8Б класс,

 

Стихотворение Зинаиды Гиппиус «14 декабря 18 г.» пронизано отчаянием, отторжением, отчуждением. Чувствами, кажущимися ненужными, бесполезными. Это стихотворение написано так, будто поэтессе жаль общих усилий противостоянию войны, самой жизни, которая прожита неискренне, в неведении. Частое употребление слова «напрасно» говорит о ненужности происходящего, говорит о том, что все, для чего жил человек ненужно, бессмысленно. Кажется, будто слышишь, как тихо приходит смерть, и, вдруг понимаешь, как пуста была твоя жизнь. Как будто видишь лица людей, проживших такую же ненужную жизнь, не сумевших помочь, желавших вернуть все назад. Я думаю, что страшно осознавать не то, что ты умираешь на войне, среди страха и лишь малой доли надежды, а то, что ты не сумел никому помочь. Думаю, что об этом говорят такие строки, как:

«Наш конь домчался, бездорожен,

Безузден, яр,- куда? Куда?

И вот, исхлестан, и стреножен,

Последнего он ждет суда».

Еще я думаю, что в них изображается потерянность, бесцельность существования, а ведь самое ужасное – это жить и не понимать, зачем живешь.

Мне показались интересными такие строки, как:

«И как гремящий Зверь железный,

Вас победив, - не победил…»

Я считаю, что эти строки говорят о том, что «Зверь железный» это некий образ врага, который, выиграв битву, не выиграл войну и есть еще надежда на то, что все будет хорошо.

Знакомые имена, фамилии, события наталкивают на произвольное воспоминание о событиях гражданской и отечественной войны. На воспоминания о том, что на самом деле все закончилось хорошо,  но стихотворение заставляет думать о том, что переживали люди в те времена, как думали и сожалели о том, что ничем не могут помочь.

Когда вновь и вновь прочитываешь стихотворение, кажется, будто, на голову давит безутешность, непонимание, холод. Лично я представляю улицу, полную людей, но людей, которые радуются новому дню, а, которые несут на себе тяжкое бремя, но не понимают, в чем суть этого бремени и зачем они его несут.

 

 

 

Сазонова Алиса, 8Б класс

 

  Зинаида Гиппиус - один из самых известных поэтов «серебряного века». Она принадлежала к символистам, - так называлось  литературное течение, представители которого считали символ  основой стиха. Современники запомнили Зинаиду Николаевну не только как прекрасного поэта, прозаика, литературного критика, но и как умного собеседника и красивую женщину с сильным мужским характером, у которой был свой литературный салон в северной  столице. Лирика Зинаиды Гиппиус всегда отличалась точностью поэтического слова, образностью, умением выражать свой внутренний мир через стихи.

  Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Нас больше нет…»  написано в 1918 году, когда Россию захлестнули революция и гражданская война. Брат поднялся на брата, сын на отца, рухнули привычные устои, в борьбе противоречий рождался новый политический строй. Многие люди не могли определиться с выбором и вообще понять, что происходит и что им делать. В стране царили голод и разруха, а в сознании людей отчаяние и страх.

  Об этом свидетельствует стихотворение «Нас больше нет…». Оно написано в то время, когда Зинаида Гиппиус со своим мужем известным литератором Дмитрием Мережковским еще находились в Санкт-Петербурге (потом они эмигрировали во Францию, с которой в дальнейшем была связана их литературная и человеческая судьба). Стихотворение «Нас больше нет…» передает мироощущение человека, у которого разрушены все связи с миром и который не приемлет этот мир.        И действительно, его трудно принять: в нем властвуют   страдания, смерть, льется кровь.  В тексте нет ни одной позитивной нотки, есть только тоска, ощущение бессмысленности жизни, потери веры в себя, предчувствие конца. В этом произведении отразилось неприятие автором войны, революции, новых идеалов, которые утверждало советское государство. Зинаида Гиппиус, так же, как лирический герой стихотворения, не видела в этом никаких предвестников добра и счастья. Более того, она видела в этом предательство идеалов, за которые отдали свои жизни  декабристы: «Заветов тайных Муравьева свились напрасные листы», «Напрасно Пестель, вождь суровый, в узле пеньковом умер ты».

   Стихотворение сразу вводит нас в атмосферу конца «Нас больше нет, мы все забыли». Это конец прежней жизни, крушение надежд и ожиданий. Стихотворение состоит из пяти строф, в каждую из которых входит четыре поэтические строки. Оно построено таким образом, что идет нагнетание чувства отчаяния и безысходности - от статического описания («Нас больше нет») до настоящей трагедии и физической гибели («Мы преданы червю и тле»). Кроме того, постоянно идет противопоставление («мы», «вы», «наш», «ваш» и т.д.) Используется олицетворение («душа ослепла»), оксюморон («вас победив, не победил»), а весь поэтический строй метафоричен. 

  Стихотворение является одним из ключевых в творчестве Зинаиды Гиппиус. Потому что она очень точно отобразила внутреннее состояние не только своей души, но и  многих других людей, которые вынуждены были покинуть Россию, не приняв