«Дистанционный учитель года 2008» завершён.

«Завершён юбилейный 10-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года - 2008». В нём приняли участие 147 педагогов из многих городов и сёл России, из Казахстана,объявлены победители конкурса – лучшие сетевые педагоги 2008 года!

 

Честь им и хвала! Это люди, которые не только прошли «огни и воды» нашей сетевой школы, но и смогли проявить свои лучшие профессиональные качества -  компетенции педагога 21 века!

 

Екатерина Михайловна делится своими впечатлениями

Смена дня и ночи – это не для участника конкурса «Дистанционный учитель года»! Спят те, кому лень учиться. Дистанционному учителю учиться - не лень. Как у Марины Цветаевой: «Уснешь, а проснешься ли здесь опять? Успеем, успеем, успеем спать!» Шквал мыслей, идей, проектов, возможностей, открытий… Разве может ночь остановить этот поток?

Я узнала о конкурсе, когда училась на дистанционных курсах. Учиться было настолько интересно и непросто одновременно, что идея об участии в ДУГ казалась совершенно не реальной. Другая планета, таинственная, далекая. Читая отзывы прошлых лет о конкурсе, я поняла, что ДУГ – это тоже курсы, но гораздо длиннее, чем просто курсы. Быть на этой Планете? Конечно!

Цель моего участия в конкурсе – учиться быть дистанционным педагогом, почувствовать «изнутри» дистанционное продуктивное обучение.

Вторая цель – понять всё же смысл эвристического обучения. Хотя я училась на нескольких курсах, участвовала в выездном семинаре Научной школы А.В.Хуторского на Алтае, принимала участие в дистанционной конференции ЦДО «Эйдос», всё же смысл эвристического обучения был мною не совсем осознан.

Предварительные результаты первой цели и второй (решая первую цель, осознаю вторую):

1.      Создала эвристические задания на олимпиаду по русскому языку. Структура эвристического задания стала понятнее, что помогло при создании заданий к курсу, позволило использовать по ситуации и создавать задания на очных уроках,

2.      Научилась делать баннер – это умение пригодилось при создании сайта, оказалось, что наши ученики свободно владеют программами аниматоров и делают самостоятельно аватары, чуть ли не на заказ. Узнав, что учитель хочет научиться, ученики с большой радостью откликнулись, готовые помочь, подсказать.

3.      Свободно регистрируюсь на любых форумах, могу участвовать в телеконференциях, что важно для дистанционного учителя.

4.      Прошла путь создания дистанционного курса. Здесь успехи и творческие, и педагогические, и технические.

·  Творческие – отобрать материал, построить структуру и т.д.

·  Педагогические (наверное, методические) – создать задание, направленное на продуктивность учеников, пробовала предложить (и «проживала сама») разные формы работы, которые позволили бы каждому ученику найти себя.

·  Наконец, технические – это просто ликбез по всяким тонкостям: полдня сканировала текст – не получалось, научилась; до половины третьего ночи разбиралась с колонтитулами – не «пускают» номера страниц, научилась; приготовила шаблон страниц (тоже достижение – догадалась заранее организовать работу, а потом в шаблон вставлять материал) и т.д.

5.      Научилась делать сайт, готова, по крайней мере, этим заниматься. Оказывается, даже учитель русского это может. Помогло знание программы CorelDraw – сделала свой фон страницы сайта. Познакомилась с программой FrontPage, могу сделать страницу, соединив ее с другими и т.д.

6.      Проведение дистанционного курса многому меня научило. Самое трудное и интересное - вести курсы, т.е. откликаться на все работы участников. Я не была уверена в этом результате. Хватит ли сил комментировать, рецензировать? И не только сил, но и профессионализма, мастерства, человеческого внимания ко всем? Я думаю, что с этим я тоже справилась. С замиранием сердца получала работы участников и разбиралась в них. Какой-то просыпается азарт: сумела ли зажечь других? На дистанционном курсе каждый из нас - на начале пути и шаг за шагом делает открытия. Я убедилась через этот курс, что я права – нужно принимать все, что совершает ребенок. Каждое слово для него – это его слово, его идея. Мы шли без всяких стен на пути. У каждого получился свой текст. Интересно, что ребята работали без оглядки на других! В классе не всегда это возможно, хотя, конечно, чаще так и бывает. Но как только вслух прочитать просишь – сомнение в глазах.

7.      По эвристическому обучению поняла, что сравнение промежуточных результатов учеников между собой - очень важный этап, поэтому так важны форумы, коммуникации вообще. Параллельно с конкурсом принимала участие в районной научно-практической конференции, выступающие постоянно говорили о том, как они «делят, разделяют, отделяют» слабых учеников от сильных. Я вдруг поняла для себя, что давно не делю на эти категории своих учеников.

8.      Самым неожиданным в конкурсе было ощущение постоянной опеки со стороны оргкомитета, этого чувства сейчас очень не хватает. Ощущение общего дела, нужного, полезного. Рецензии, отклики на твои задания направляют, окрыляют, заставляют исправить, найти, изменить. Весь конкурс заставляет расти. Это неожиданно – на фоне всеобщего равнодушия, бумаготворчества, проверок из всевозможных инстанций – твоя работа замечена, прокомментирована и признана.

Самое любимое воспоминание – это дистанционный курс. Пролетел, как мгновение. Я не верила, что у меня получится. Было много препятствий, непредвиденных ситуаций, комичных сюжетов. Но все-таки он состоялся. Я преодолела неуверенность в себе, поняла, что могу многое. Мои чувства во время курса:

Паника, слабый курс…

А если 100 участников? Умру…

Ура! 9 участников…+ еще 2… Жить можно…

(Вечером первого дня после отправки писем) Письма не дошли. Хорошо, еще раз. УЖАС! Интернет в школе отключился… навсегда! Отказаться…

Позор. Все ждут заданий. Интернет дома только после 20.00. Карточка кончилась. Бежать, купить.

Восторг, радость – первые и все остальные письма участников.

Уважение к ученикам. Они все знают – «продуктивность, рефлексия», а мы разобраться не можем.

Расследование детективного дела – как работы участников оказываются похожими друг на друга? Следствие установило: дети «раздираются» на части.

Благодарность локальному координатору за уроки доброты.

Опять паника: считаю и не могу сосчитать – все ли модули успею выслать? Успею. Хорошо.

Чат-занятие. Игра без правил. Стихийное бедствие. Беспомощность. Ученики «Общаются» - как им туда постучать, чтобы задавали вопросы друг другу, а не «прикалывались»? Никак.

Итоговые рефлексии. Праздник заканчивается… Жаль.

Говорят, что счастье бывает разное: в покое, в деятельности и т.д. Для меня счастье в деятельности. А деятельности на дистанционном курсе – много. И счастья – значит, много.

В своей итоговой рефлексии Кузнецов Андрей, ученик 10 класса, муниципальная Новогоркинская СОШ, пишет: «Для меня самым неожиданным в курсе оказался форум для участников курса. Хотя я, зарегистрировавшись в нем, так ни разу в нем не поучаствовал, но атмосфера доброжелательности, царящая в нем, и так отличающая этот форум от других меня поразила. Наиболее ярким ощущением для меня было чтение текстов других участников и составление вопросов к ним». Владов Иван, ученик 9 класса, гимназия №23 г. Челябинск пишет: «Во время работы над текстом я понял, что составить его ещё не самое главное. Главное это как его подать аудитории, чтобы заинтересовать и привлечь к себе внимание».

Проведение чат-занятия – это бесценный опыт живого, виртуального общения. Можно провести настоящее исследование на тему: «Чем отличается защита работы в форуме, чате от устного выступления?» Я думаю, что результаты будут очень интересные и неожиданные.

Наше чат-занятие – это игра без правил, стихийное бедствие.

Подходит время занятия. Два моих ученика в школе, двое – дома. Я регистрируюсь, «прохожу» в кабинет, начинаю отправлять сообщения и что я вижу? Мои сообщения не уходят! Я не паникую, пишу одно и то же – нет моих сообщений!! Хоть плачь. А мои ученики уже зарегистрировались и пишут друг другу приветствия, как умеют:

  15:59:12 Калимбет Влад Всем ПревеД

  15:59:17 Владов Иван Привет) 

  15:59:27 Владов Иван Пока нас тут всего двое) 

  15:59:56 Калимбет Влад Мы с филипком на информатике сидим... 

  16:00:07 Владов Иван Сейчас до Димы дойдёт, как зарегистрироваться он и зайдёт 

  16:00:20 Владов Иван привеД ему передавай 

  16:00:42 Владов Иван Здравствуйте 

  16:01:16 Е.М.Власова Здравствуйте, участники курса! 

  16:01:43 Владов Иван здравствуйте

За три минуты, пока я не могла отправить вразумительное слово, мои ученики «общались», как умели. И смешно, и … так оно и есть. Когда, наконец, «прорвался» призыв задавать вопросы, началась дискуссия. Такая острая, даже напористая.

Спор достиг высшей точки – участники начали противоречить сами себе, «ловить» друг друга на слове. После часа занятия никто «расходиться» не хотел. Главный результат – обсуждение всё-таки состоялось. Преимущество чата от устной речи – текст можно потом прокомментировать, остановиться, вернуться, проанализировать. Преимущество от форума – мгновенность, быстрота действий.

Где же остальные участники?

Когда заканчивается чат, я заглядываю в электронный ящик и вижу письма от Татьяны Владимировны Лебедевой, локального координатора: «Помогите! Как попасть в чат!» Оказывается, ребята и педагог в это время были на форуме и ждали там всех участников! Мне больше всего запомнился клич потерпевшего с тонущего корабля (Андрей Кузнецов): «Люди, где кабинет?» Я просто плакала: дети сидели и с надеждой смотрели на учителя, а она рвалась и металась, но ничем не могла помочь! И мне было некогда – бегала по школе от компьютера до другого компьютера, попасть в чат не могла. (Опять мне урок!) Позже открываю письма Татьяны Владимировны и читаю (я готова была ко всему – ведь я виновата, раз ребята не поняли, где чат): «На ошибках учимся. Мы пытались выйти по инструкции, но смогли тогда, когда дискуссия закончилась. Мои только во вкус вошли, а спорить не с кем. Почему-то не получалось, шёл сбой. Спасибо Вам за курс. Благодаря Вам я сама многому научилась. Теперь учту свои ошибки при проведении своего курса. Я думаю, что мы можем поддерживать связь и дальше. Можно я у Вас буду спрашивать совета?»

Я вижу, что Татьяна Владимировна очень переживает, но ни слова упрека! Доброта человеческая… Уже ради таких уроков следует здесь побывать. Драматическую ситуацию можно было избежать, если бы я четко составила инструкцию.

Многому научилась технически, приблизилась к пониманию методики создания дистанционного курса. За время участия в конкурсе постоянно ловлю себя на мысли: как то или иное задание отправить на свой курс? Будет ли это задание продуктивным, эвристическим? На уроках тоже стала больше задумываться над заданиями, формами работы. Или у меня дети очень хорошие, или я на них стала по-другому смотреть: все работают (?!). Мне очень хочется так вести уроки, чтобы каждый работал продуктивно. Мне так бывает тоскливо, когда на уроке не создала условий для интересной работы. Участвую я в конкурсе не для победы. Мне хочется научиться приходить на урок знающей, как предложить работу всем.

 

Трудности – это начало нового, они говорят нам о том, что мы на правильном пути. По убыванию мои трудности на конкурсе:

o Содержание собственных готовящихся материалов

o Техническая грамотность

o Методическое сопровождение материалов

o Неинтересно было участвовать в рассылке и на форуме (до ученической конференции)

o Нехватка времени

o Все силы были брошены только на конкурс, при этом еще и уроки, к которым готовилась ночами

o Непонимание окружающих – зачем тебе это нужно?

Преодоление трудностей:

o Помощь со стороны локального координатора – Яковлевой Т.Г.

o Совместное обсуждение заданий с участником конкурса – Калашниковой Ю.Б.

o Рациональное распределение сил и времени.

o Желание пройти до конца конкурса.

Все эти проблемы заставляли искать решение. Ничто не могло остановить на пути: ни усталость, ни незнание программ, ни отсутствие Интернета! Трудности вдохновляли, зажигали, провоцировали идти вперед.

 

Работа на форуме научной школы ученического сектора мне запомнилась необыкновенной атмосферой – доброжелательности, заинтересованности. Я сравнивала свои ответы с ответами участников и удивлялась, насколько другие удачно находили и точные формулировки, и интересные моменты, и важные вопросы.

Мне очень понравилась атмосфера курса по созданию оригинального блокнота в MS Word, мне так интересно было узнать, о чем идет речь, что я даже пожалела, что сама не учусь на курсе.

Мне очень понравилась научная работа по биологии «Оценка экологического состояния реки Бавленки методом Вудивисса»  (научный руководитель, участник конкурса, Корючкин Михаил Александрович, учитель химии и географии Бавленской СОШ пос. Бавлены Кольчугинского района Владимирской области).

Особенно содержательно было общение с Лебедевой Татьяной Владимировной, финалистом конкурса, учителем истории Новогоркинской СОШ. Мы обсуждали, советовали, сетовали, жаловались, жалели, шутили, успокаивали друг друга. Удивительное общение двух незнакомых людей, которые в определенный момент стали очень важны друг для друга.

 

Я задумалась над таким вопросом: чем отличается ученик от человека? В традиционном образовании большая разница: ученик всегда что-то должен (знать, уметь, чаще то, что знает сам учитель). В человекосообразном образовании человек и ученик, по-моему, одно лицо. У него есть возможность не знать, не уметь, но он может открывать, создавать, сочинять и т.д. У него есть возможность на создание своего мира, на постановку своих целей. Задача учителя – помочь ученику «быть», быть самому. Могу ли я стать таким учителем? Вот вопрос, на который я искала ответ на конкурсе.

 

Можно ли извне, насильно изменить сознание, сложившееся за много лет? Почти невозможно. Рассказывая об эвристическом обучении и эвристических заданиях, мы с коллегой попали в очень затруднительные ситуации. Одна реакция – «мы давно знакомы с именем А.В. Хуторского, знаем и рефлексию, и эвристические задания, это не новость!»  Когда эти коллеги начинают рассказывать о своем опыте, употреблять слова «рефлексия, продукт», понимаешь, насколько значение слов «адаптировано» для их собственного применения. Ни продуктом, ни рефлексией и не пахнет. Другие коллеги задают вопрос: «Как эти «стишки» помогут к ЕГЭ подготовиться?» Подтекст уже чувствуется. Конечно, и мы, видимо, допускаем какие-то ошибки во «внедрении», но удивляешься, как легко начинаются «игры» с терминами, как трудно дается осознание незнания и совершенно невозможной мысль о том, что необходимо учиться самому учителю. Чаще слышишь реакцию – мне не надо. Поэтому главная моя задача – применять то, что я узнаю, проживаю, понимаю. Главный принцип – не осуждать других в их нежелании принять новое, а показать своим примером.

Почему стали меньше участвовать в нашей школе в эвристических олимпиадах? Учителя потеряли интерес, не поддерживается администрацией, отсутствует информация для родителей. Родители самостоятельно не привыкли еще искать дополнительные возможности образования своего ребенка: школа предлагает – подумаем, не предлагает – значит, не нужно.

Приобщать к этому делу нужно простых учителей, их нужно «разбудить», вдохновить. Это сделать непросто, когда такая ситуация в образовании сложилась: «для галочки, для проверки, для районо и т.д.» Учитель опять замучен, испуган новой оплатой труда. Проблемы, конечно, есть, нужно их решать.

 

Организация конкурса – пример четкости, слаженности, последовательности всех действий. Четкая организация рождает уважение к оргкомитету.

В содержании конкурса было интересно все: и задания, и общение, и рейтинги, и телеконференции. Сначала я критически относилась к рассылке в начале конкурса, трудно было воспринимать много информации, казалось, что все пишут одно и то же. Теперь я понимаю, что без чтения этих писем трудно оценить самого себя: что ты знаешь, умеешь. Поэтому и телеконференция – важный компонент конкурса.

Продолжать марафон конкурса хочется уже в собственной деятельности. У меня теперь есть сайт, возможности для проведения собственных занятий. Думаю над созданием системы работы дистанционно, пока со своими очными учениками. Какие-то темы, виды занятий можно вывести за пределы уроков. Я поняла, что такая работа во многом позволит добиться больших результатов.

Конкурс нужный, интересный. Начинать участвовать в нем, конечно, нужно после последовательного знакомства с другими мероприятиями «Эйдос» (олимпиады, конкурсы, курсы, чтение статей в Эйдос-журнале, знакомство с эвристическим обучением).

Содержание заданий позволяет постепенно пройти путь к дистанционному учителю будущего и вообще к учителю будущего.

Организация конкурса очень четкая, как и всегда все, что связано с организацией работы в «Эйдос»: понятные инструкции, четкие рекомендации и алгоритмы заданий. Комментарии оргкомитета очень важны, рекомендации и замечания тоже учат, помогают разобраться в том, в чем сомневался.

Участие в конкурсе, конечно, принесло гораздо больше радости, положительного изменения, удовлетворения, чем разочарования или непреодолимых трудностей. Участие – это уже побед, над собой прежде всего. Спасибо!